10:25 В Голливуде снимут фильм "Лобановский" | |
Известный американский режиссер Гейб Польски, который является сыном выходцев из СССР, заявил, что собирается снять документальный фильм про тренера киевского «Динамо» Валерия Лобановского.
— Киевское «Динамо» много дало жителям СССР. «Лобановский» будет захватывающим фильмом, пока большего я не могу сказать — еще не досконально изучил его методы. Лобановский принес что-то новое в футбол, произвел фурор. Я считаю, что это достойно того, чтобы снять об этом фильм, — заявил Польски.
Валерий Васильевич Лобановский (6 января 1939, Киев - 13 мая 2002) - это целая эпоха в отечественном футболе и один из лучших тренеров в истории всего мирового футбола. Валерий Васильевич Лобановский, футболист и тренер, ярчайшая легенда отечественного футбола, идеально подходит под такое определение гениальности. Память о нем возвышает Украину. У журналистики не хватает изобразительных средств, чтобы передать все оттенки восхищения и благодарности, испытываемых к Лобановскому его современниками. Это тема для хорального искусства.
Неизменными человеческими качествами знаменитого футболиста и тренера Валерия Лобановского были порядочность, честность перед собой и людьми. Это был профессионал, прагматик, реформатор. Личность, всколыхнувшая футбольный мир новизной своего понимания Игры и ее будущего.
Окунемся немного в историю и насладимся вновь избранными цитатами великого мастера. Цитаты из книги "Бесконечный матч" В. В. Лобановского. Глава 4. ТРЕНЕРА БЕЗ ИГРОКОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Однажды мне задали вопрос: «Интересно, кто для вас футболисты? Бойцы-гладиаторы, дети неразумные, друзья?..» В самом деле, кто?
Так бежит время, что, оказывается, я действительно уже гожусь им в отцы. Нет, не дети. Какие там дети, если их дело требует и физической, и духовной зрелости матерых мужиков, чувства ответственности взрослого человека. Все это сваливается на людей, только вступающих в жизнь. У них много своих бесконечных «почему?», а поскольку рядом месяцами нет родных, то спрашивают нас. И при том при всем должность тренера заставляет меня являться к ним застегнутым на все пуговицы. Так что и субординация нужна, и близость необходима — вот как это совместить? А совмещать надо.
Хотелось бы сказать о полной гармонии, яркой и разнообразной жизни вне футбольного поля. Но все гораздо сложнее. Наше дело не имеет ничего общего с физкультурным праздником на лужайке. Нет отваги, не можешь во многом отказать себе, не способен терпеть жесточайший тренинг — уходи. Тысячи, а может быть, и миллионы людей следят за командой, просят побед — это поднимет их настроение, добавит сил, гордости,— я обязан подчиниться их воле.
Бойцы-гладиаторы? Но ведь я вместе с ними в этой борьбе. Когда публика опускает большой палец вниз, это касается всех нас, футболистов и тренеров. Выигрывают и проигрывают и те, кто на поле, и те, кто на скамейке. Формула «выигрывают футболисты, проигрывает тренер» придумана людьми слабыми.
Тренера без игроков не бывает. Когда у тренера единое с футболистами понимание цели — только по максимуму! — самые серьезные задачи решать не страшно, и тогда большой палец зрителей чаще всего поднимается вверх.
Без разногласий в нашем деле (и общего и частного порядка) не бывает и быть не может. Каждый человек вправе по-своему воспринимать определенные ситуации, даже требовательность к себе проявляется по-разному. Игрок анализирует свою игру и поведение, однако оставаться объективным к себе и к товарищам удается не всегда. Потому и возникают вопросы друг к другу.
Мы в команде давно определили для себя два основных принципа, которые помогают регулировать взаимоотношения. Первый — требования ко всем абсолютно одинаковые, играешь ты в клубе уже тысячу лет или же принят только вчера. Второй — постоянный двусторонний обмен мнениями. Пожалуйста, предлагайте все соображения. По игровой деятельности и по совместному нашему житью-бытью. Принятое же решение подлежит неукоснительному соблюдению всеми.
Не собираюсь объясняться в любви к ребятам, с которыми вместе работал и работаю, но не могу не сказать о своем главном чувстве по отношению к ним — уважении. За тяжкий труд, преодоление тягот футбольной жизни, верность делу и команде.
Иной, конечно, вопрос, если тон и размер конфликта в команде вышли за пределы контроля обеих сторон. Тогда болельщик в полном праве знать, что же происходит в его любимом клубе, почему команда не только слабо играет, но и никак не может прийти к единству, столь необходимому для достижения успеха.
Тренер не может нравиться всей команде. Это аксиома. И абсурдны утверждения типа: «все игроки любят своего наставника и считают его своим первейшим другом». Но в одном мы неукоснительно пытаемся достичь единства во взглядах — по отношению к тренировкам и ведению игры.
Я твердо убежден, что старший тренер команды — последняя инстанция относительно того, что связано с постановкой игры. Но прежде чем принять решение, я выслушиваю очень многих людей. Бывает, не хотят говорить, руководствуясь какими-то своими соображениями. В таких случаях я иногда даже сумасшедшими идеями провоцирую на высказывания — ищу тем самым либо подтверждения тому, что уже придумал, либо опровержения. И если возражения убедительны, соглашаюсь с ними.
На регулярных предыгровых встречах, в которых участвуют ведущие игроки команды наряду и на равноправной основе с тренерами, футболисты могут высказать сто различных предложений на тему «как играть и в каком составе», но кто-то один должен сделать окончательный выбор. Директивные методы на производственных наших совещаниях бессмысленны. Необходимо, чтобы каждый проникся идеей так, будто все это придумано им самим, а состав на матч полностью отвечает его представлениям о возможностях каждого из названных футболистов.
Тренер, на мой взгляд, должен уметь с такой же легкостью, как он говорит «нет», говорить «да». Трудно, безусловно, но интересы дела этого требуют. Коэффициент взаимодоверия гораздо выше, когда все делается открыто и по справедливости.
Интеллектуально игроки становятся с течением времени более развитыми, а значит — и более требовательными. Они уже не довольствуются тремя-четырьмя выученными решениями, чувствуют: для того чтобы добиться успеха, нельзя стоять на месте. Не имеет права стоять на месте и тренер.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |